-->
Приватизация еще не началась, а информационные атаки на ключевых персонажей будущих сделок не сегодня-завтра пойдут врукопашную. Причем участвуют в этих наездах, другого слова не подберешь, насквозь продажные медийные издания и персонажи, на которых, что называется, пробу ставить негде. Не останавливают даже публикации в респектабельных западных изданиях навроде Financial Times, в которых открытым текстом говорится, что «спустя два десятилетия после того, как граждане назвали продажу госактивов 90-х термином «прихватизация», — каламбур на российское слово «захватывать» — новая продажа станет, безусловно, шагом назад».
Ату его, это государство с его громадными усилиями, предпринятыми за прошедшие 15 лет по восстановлению общенародного участия в экономике. Нужно извалять в грязи всех, кто имеет хоть какое-то влияние во властных коридорах и шагает не в ногу с нынешними «капитанами бизнеса». Конкуренция, что вы хотите, в ней все средства хороши. И неважно, что, как пишет FT, «вновь возникает риск того, что доли будут проданы инсайдерам с хорошими связями», которые купят их по демпинговым ценам. Главное – урвать кусок, и пожирнее. Прямо как в подзабытые 1990-е.
То и дело натыкаешься на неприкрытое передергивание, если не сказать ложь. Как, например, в одной бизнес-газете, устами обитающего за океаном колумниста утверждающей, что «национализация вместо налаживания нормальной работы по сбору налогов — это не путь экономического развития». То есть получение честного объема налогов, оказывается, вредит экономике. По всей вероятности, имеется в виду государственная «Роснефть» в противопоставлении с частным «Лукойлом».
По итогам 9 месяцев 2015 года выручка за вычетом закупок у «Роснефти» достигла 3459 млрд рублей против 2207 млрд рублей у «Лукойла», разница составила 36%. А теперь посмотрим, сколько обе компании начислили налогов и таможенных пошлин: «Роснефть» — 1825 млрд, «Лукойл» — 940 млрд рублей, то есть разница уже не в 36%, а почти в два раза. Всего же налоговая нагрузка к выручке у «Роснефти» составила 53%, у «Лукойла» — 43%. Фискальные платежи «Роснефти» по итогам 2015 года составили почти четверть от фискальных доходов федерального бюджета страны.
«Роснефть», как известно, числится в числе первых кандидатов на приватизацию. В условиях явной недооценки компании, обусловленной низкими ценами на нефть и объявленными санкциями, «Роснефть» является, пожалуй, настоящей жемчужиной нынешней приватизации.
Судите сами: по итогам 2015 года добыча углеводородов компанией выросла на 1% и составила 254 млн т нефтяного эквивалента, что стало новым годовым рекордом. В то же время у основных российских конкурентов — «Газпрома» и «Лукойла» — добыча снизилась. Коэффициент замещения доказанных запасов «Роснефти» составил 124% — это самый высокий показатель среди сопоставимых по размерам глобальных и локальных конкурентов.
«Роснефть» — лидер отрасли по удельным операционным расходам на добычу. По итогам 9 месяцев 2015 года эти расходы составили 157 рублей на бнэ (баррель нефтяного эквивалента), причем за последние IV квартала расходы на добычу практически не изменились не только в долларовом, но и в рублевом выражении.
«Роснефти» принадлежит мировое лидерство по генерации свободного денежного потока (СДП). По итогам 9 месяцев 2015 года СДП компании составил $7/бнэ, в то время как глобальные конкуренты зафиксировали падение данного показателя: у Chevron, BP и Statoil снижение составило от $0,2/бнэ до $10/бнэ.
Наконец, сопоставим рост коммерческих, общехозяйственных и административных расходов за 9 месяцев 2015 года по сравнению с 9 месяцами 2014 года: «Роснефть» — 2%; «Татнефть» — 10%, «Газпром нефть» — 18%, «Лукойл» — 21%. И о долгах, куда же без них: за 9 месяцев 2015 года чистый долг «Роснефти» сократился на 44% и составил $25 млрд.
Теперь вы понимаете, почему сегодня вокруг «Роснефти» ломается столько копий?
Из свежих, но однозначно не последних, медиаатак можно привести в пример стремление показать неэффективность менеджмента через публично объявленный, то есть не скрываемый от общества рост вознаграждения. Мол, общая сумма вознаграждения всех членов правления за 2015 году составила 3683 млн рублей.
Бессмысленно в который уже раз повторять, что среди членов правления «Роснефти» немало высококвалифицированных иностранных менеджеров, оплачиваемых по единой тарифной сетке, что снижение выплат приведет к оттоку как иностранных сотрудников, так и компетенций, что в общий объем вознаграждения вошли бонусы за сверхуспешный 2014 год.
Всё это пустое, поскольку целью медийной истерии было не разобраться в деталях и отметить менеджмент крупнейшего налогоплательщика страны, но настроить общество против руководства компании.
Лично мне представляется убедительным лишь один контраргумент. Сколько, говорите, получил менеджмент «Роснефти» — 3,6 млрд рублей? А 33,4 млрд рублей, полученных менеджментом стагнирующего «Лукойла», не хотите? У «праведных» нефтяных частников оплата работы правления состоит из небольших зарплат и бонусов, составивших по итогам прошлого года 1,4 млрд рублей, и огромных, доходящих до 32 млрд рублей, дивидендов, перечисленных собственникам компании, по совпадению, преимущественно всё тех же членов правления. В итоге на одного члена правления «Лукойла» в среднем пришлось 2,3 млрд рублей суммарных выплат.
За такие деньги можно не то что одну очерняющую пиар-кампанию провести, все российские масс-медиа можно купить. И ведь купят. После приватизации — непременно.
Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор.
izvestia.ru
Просмотров: 244 |
Добавил: ungaga1970
| Рейтинг: 0.0/0 |