Главная » 2019»Февраль»28 » "Нулевой транзит" vs "газовый хаб": украинские фантазии хоронят ГТС Украины
09:00
"Нулевой транзит" vs "газовый хаб": украинские фантазии хоронят ГТС Украины
Заявление представителей Украины о возможности введения этой страной политики «нулевого транзита» газа говорит о том, что в Киеве начинают осознавать неизбежное – считает заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
После 2019 года украинскую ГТС ждет безрадостное будущее" data-author="Официальный сайт НАК «Нафтогаз Украины»" data-owner="naftogaz.com" "Нулевой транзит" vs "газовый хаб": украинские фантазии хоронят ГТС Украины">
Украина начинает осознавать, что после 2019 года правила игры в Европе изменятся
Дело в том, что заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко заявила, что украинская сторона в настоящее время рассматривает возможность введения «нулевого транзита» в случае успешной реализации российского газотранспортного проекта «Северный поток-2», поскольку в таком случае украинская ГТС станет экономически нерентабельной.
Кроме того, этот украинский чиновник заметила, что «Северный поток-2» упрочит газовый фактор в качестве инструмента влияния России на общее состояние дел в Европе, вследствие чего, Киев будет обязан сделать определенные и существенные выводы. В частности, по судьбе своей газотранспортной системы в условиях, когда объемы транзита российского газа в Евросоюз значительно сократятся.
По словам Бойко, Украина рассматривает вариант, как «нулевого транзита», так и создания на своей территории газового хаба. Кроме того, Киев не верит в гарантии по транзиту природного газа через территорию Украины, о которых сегодня постоянно высказываются в Берлине.
Все это свидетельствует о том, что Украине придется закрыть часть своей газотранспортной инфраструктуры, поскольку транзит газа через эту страну в условиях современного спроса в Европе может сократиться с 110 до 15 млрд кубов уже к 2022 году.
Украина демонстрирует неконструктивную политику по газу
С другой стороны, это заявление Бойко можно рассмотреть и в том плане, что Украина, в любом случае, встанет после 2020 года перед лицом проблемы модернизации своей газотранспортной системы. Очевидно, что украинцы не смогут сделать это своими силами, как и то, что им не стоит ждать финансовой помощи со стороны России, поэтому эти слова также являются призывом Киева к Брюсселю и Берлину выработать наметки финансово-экономической программы по модернизации украинской ГТС в принципиально новых рыночных условиях.
Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что от Украины уже очень давно ждут предложений по поводу будущего развития ее газотранспортной системы.
«От Киева ожидали какого-то внятного плана по работе украинской ГТС после 2019 года уже довольно давно. Разговоры о том, что такой план просто-напросто необходим, шли среди украинских экспертов на протяжении всех последних лет», - констатирует Фролов.
В то же время, ни «Нафтогаз», ни его дочерние предприятия, ни министерство энергетики и угольной промышленности Украины ничего на этот счет не говорили. Все рассуждения украинской власти шли исключительно в том контексте, что Киев будет требовать от Евросоюза и России продолжения газового транзита через свою территорию, а также повышать тарифы на данную услугу.
По вопросу газа Украина ведет себя неконструктивно" data-author="Nikolay.Azarov" data-owner="facebook.com" "Нулевой транзит" vs "газовый хаб": украинские фантазии хоронят ГТС Украины">
Это первый прецедент понимания Украиной специфики данной проблемы
«Собственно, украинцы даже не допускали мысли, что «Северный поток» будет построен, и что он принципиально изменит ситуацию в данном вопросе, а только рассуждали о наказаниях России и «Газпрому», - резюмирует Фролов.
Из последнего украинского «безумия» необходимо привести планы коммерческого директора «Нафтогаза» Юрия Витренко потребовать с «Газпрома» обязательство по прокачке 110 млрд кубометров природного газа через свою территорию.
«Еще украинцы хотели здесь увеличить цену на транзит вместе с введением всех этих драконовских условий по прокачке газа, поэтому понятно, что перед нами полная ерунда. Таким образом, нужно сделать вывод о том, что в министерстве энергетики и угольной промышленности Украины, наконец, задумались, как Киев будет жить после 2019 года. Это является первым, пусть и запоздалым шагом украинцев в правильном направлении, поскольку на текущий момент данный вопрос уже лежит на поверхности», - заключает Фролов.
С другой стороны, как считает эксперт, лучше поздно чем никогда, и украинцам гораздо разумнее прийти к такому выводу в 2018 года, а не в 2019, когда ситуация на энергетическом рынке Европы окончательно изменится, и Украина просто будет поставлена перед фактом.
Коммерческий директор компании «Нафтогаз» Юрий Витренко" data-author="Ukrainian Real Estate Club " data-owner="facebook.com" "Нулевой транзит" vs "газовый хаб": украинские фантазии хоронят ГТС Украины">
Украинцы продолжают пребывать в фантазиях
Здесь нужно обратить внимание и на то, что в конце 2019 года будет не только реализован газопровод «Северный поток-2», но и подойдет к концу срок действия базовых соглашений между Россией и Украиной на поставку и транзит российского газа.
«Без всякой иронии, это очень хорошо, что на Украине на официальном уровне начинает обсуждаться данный вопрос, а плохо то, что украинцы на полном серьезе продолжают рассматривать разные сомнительные проекты», - констатирует Фролов.
Например, это тот же газовый хаб и прочее в этом духе, ведь, как считает Александр Сергеевич, Украина может быть интересна Евросоюзу только в том случае, если через нее в большом объеме будет прокачиваться российский природный газ. И то, это может быть интересно с таким большим количеством допущений, что об этом вообще не стоит говорить всерьез.
«С другой стороны, понятно, почему украинцы педалируют данный вопрос – ведь им для того, чтобы украинская газотранспортная система функционировала и чтобы обеспечить поставки газа своему населению, необходима загрузка хранилищ. Именно поэтому они в своих предложениях в сторону Евросоюза и рассуждают постоянно об этом факторе», - резюмирует Фролов.
Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов" data-author="НСН - Национальная Служба Новостей" data-owner="youtube.com" "Нулевой транзит" vs "газовый хаб": украинские фантазии хоронят ГТС Украины">
Речь здесь идет о 32-35 млрд кубов газовых хранилищ, и суть здесь заключается в том, что если Евросоюз заинтересуется этим вопросом, то Украина продолжит получать природный газ по реверсу, хотя европейцам проще устроить все это у себя.
В целом, нужно сделать вывод, что украинцев здесь спасет только увеличение закупок российского газа со стороны Евросоюза где-то на 60 млрд кубов, в противном случае, их газотранспортную систему ждет неминуемый коллапс.