«Роснефть» и Statoil подписали декларацию об охране природы арктического шельфа. Но какие гарантии может предоставить компания, признанная «лидером» по количеству порывов трубопроводов в российском нефтяном комплексе?
Напомним, что 23 ноября главы «Роснефти» и Statoil ASA подписали декларацию об охране окружающей среды при разведке и разработке ресурсов арктического континентального шельфа России. Очевидно, компании готовят общественное мнение к началу работ на шельфе Баренцева моря в рамках совместного предприятия, соглашение о котором было подписано в августе этого года. Но практическая деятельность «Роснефти», а в ряде случаев – и Statoil, далека от принципов охраны природы.
Президент «Роснефти» Игорь Сечин заявил: «Для нас вопросы защиты окружающей среды стоят на первом месте, особенно, когда речь идет о разработке ресурсов Арктики. Мы планируем подписать декларацию со всеми нашими партнерами перед началом активных работ по освоению шельфа, чтобы такой приоритет был безусловным для всех без исключения».
Лучшей иллюстрацией к этому заявлению может служить аналитическая записка Росприроднадзора по результатам проверки в основном нефтепромышленном регионе страны - Ханты-Мансийском округе. «Роснефть» оказалась самой грязной компанией. Только в 2011 она допустила 2727 разливов нефти – 75% от всех в регионе, и при этом отличилась самой слабой системой экологической защиты. С 2009 по 2011 год «Роснефть» сократила количество аварий на своих трубопроводах в ХМАО только на 20%. В масштабах страны «Роснефть» также лидирует по количеству разрывов нефтепроводов – в 2010 их было более 14 тысяч.
«Роснефть обещает совершенствовать свои технологии, чтобы минимизировать ущерб Арктике. Но при этом за последние три года она не смогла сколь-нибудь значительно снизить аварийность в ХМАО. Бурение в Арктических морях сопряжено с гораздо более высокими рисками, чем на суше, из-за тяжелейших природных условий и удаленности от основной инфраструктуры. Даже небольшой разлив нефти будет крайне трудно устранить в условиях замерзающего моря. Подобные декларации больше похожи на циничную попытку обмануть мировое сообщество», - отмечает Владимир Чупров.
Приверженность Statoil экологическим принципам также вызывает вопросы. В Канаде в провинции Альберта Statoil реализует масштабный проект по добыче нефти из битуминозных песков методом гравитационного дренирования при закачке пара (SAGD).
Гринпис считает эту технологию одной из самых антиэкологичных: добыча приводит к уничтожению огромных площадей девственных лесов, загрязнению почвы и воды химикатами, а также значительно более высоким выбросом углекислого газа по сравнению с другими способами нефтедобычи.
На сегодня в мире не существует эффективных технологий ликвидации разливов нефти в условиях арктических морей. Это признают и сами компании. На днях Александр Мандель, гендиректор «Газпром добыча шельф» заявил, что российская промышленность не готова к освоению шельфа, поскольку не способна производить для этого необходимое оборудование. В частности, 80% техники, поставляемой на платформу «Приразломная», возвращается как брак.
Если промышленное освоение Арктики все-таки начнется, ее уникальную природу не спасут никакие «зеленые» декларации, отмечают экологи.
|